img_3712.jpg

ГЛАВНОЕ МЕНЮ

Главная
Сведения об образовательной организации
Основные сведения о школе
Структура и органы управления школой
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический состав.
Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
Стипендия и иные виды материальной поддержки
Финансово-хозяйственная деятельность
Платные образовательные услуги
Вакантные места для приёма (перевода)
Сведения о трудоустройстве выпускников
Организация образовательного процесса
Приём в школу
Расписание звонков
Начальное общее образование
Основное общее образование
Среднее общее образование
Результаты ЕГЭ
Воспитание
Федеральные законодательные акты
Планирование
План мероприятий по профилактике экстремизма
Ученическое самоуправление
Зал Боевой славы
Школьная газета
Школьный спортивный клуб "Чемпион"
Методическая работа
Методическая работа в школе
Научное общество "Прометей"
План проведения научно-исследовательской работы
Единый методический день - 2012
Единый методический день - 2013
Единый методический день - 2014
Единый методический день 2015
Наши достижения
Успехи педагогов
Информация для родителей
Ассамблея родительской общественности
Управляющий совет ОУ
Материальная помощь
Одарённые дети
Приём в 1 класс
Приём обучающихся в 1 класс 2018-2019 учебного года
Школьная форма для учащихся 1-11 классов МБОУ СШ № 21 г.Липецка
Советы родителям
Энетеровирусная инфекция
Открытые банки заданий ГИА и ЕГЭ
Памятка для родителей об информационной безопасности детей
Социальная страница
Внимание! Грипп!
"Нужна помощь, обращайся!"
Выплаты за проезд с октября 2018 года
Информация для учителей
Информация об олимпиадах и конкурсах
Методическая копилка
Информация для учеников
Информация об олимпиадах и конкурсах
Открытые банки заданий ГИА и ЕГЭ
Советы: как вести себя на экзамене
Безопасное поведение на дороге
Памятка для обучающихся о личной информационной безопасности
Безопасность
Государственные и муниципальные услуги
Государственная итоговая аттестация выпускников
Политика обработки персональных данных
Сайты наших учителей
Доступная среда
Противодействие коррупции
Фильм "Урок на всю жизнь"

Нужна помощь, обращайся!

Я ХОЧУ НАЙТИ

Предрасположенность к школьному неврозу и тревожность

 

Для большинства детей уже само поступление в школу,

или переход из начальной школы в основную

становится сложным испытанием.

Многое зависит от того, как ребёнок  справляется с трудностями,

какие способы решения проблем выбирает.

К сожалению, часто эти проблемы остаются неразрешимыми и как результат повышенная  тревожность или развитие школьного невроза.

     По данным Института возрастной физиологии РАО, число учащихся с нарушениями психического здоровья пограничного характера (т.е. находятся на грани нормы и болезни) составляет 35-49%. В школе нервно-психическая и физическая нагрузки на организм ребёнка резко возрастает, расстройства нервной системы приобретают выраженный  характер. Такие учащиеся не могут сосредоточиться  на выполнении задания, постоянно отвлекаются, плохо запоминают материал, испытывают трудности в общении с одноклассниками и педагогами. Речь идёт о так называемых нервных детях, у которых уже есть невроз или вероятность заболеть им. Дети со «школьным» неврозом отличаются повышенной возбудимостью, раздражительностью плаксивостью. Они чрезмерно беспокойны, суетливы, драчливы, постоянно кричат, сильно возбуждаются и долго не могут успокоиться, при малейшей неудаче обижаются, плачут, пускают в ход кулаки – всё поведение ребёнка основывается на эмоциях. Эти ученики обычно выделяются, их называют трудными, упрямыми, неуправляемыми.  Встречаются и такие, которым наоборот свойственна заторможенность деятельности, они нерешительны, неуверенны в себе, испытывают страх перед новыми людьми и обстоятельствами, всё делают очень медленно, с большим количеством ненужных движений, не успевают за темпом работы в классе, рассеяны и не собраны.

     Тревожными симптомами развивающегося невроза считают нарушение сна, ночные страхи, страх темноты и боязнь оставаться одному в комнате, заикание, постоянное шмыганье или хрюканье, ненавязчивые движения (передёргивание, пожимание плечами…) – всё это свидетельствует о том, что нервная система ребёнка находится в состоянии перенапряжения.

     Эмоциональная неуравновешенность и неусидчивость или замедленность двигательной и познавательной деятельности у детей может быть проявлением врождённых индивидуальных особенностей нервной деятельности и темперамента, а не следствием невроза. Медлительность и неторопливость характерны для флегматиков, излишняя подвижность и неусидчивость – для сангвиников, и холериков, неуверенность в себе - отличительная черта меланхоликов. Наблюдая за ребёнком, вы можете определить свойственный ему темперамент.

     Как отличит ребёнка невротика или склонного к неврозу от детей благополучных в этом отношении? Для этого можно использовать тест предложенный детским психиатром А.И. Захаровым.

     

     Уважаемые родители, ответьте на вопросы, касающиеся поведения вашего ребёнка. Если данная особенность поведения явно выражена в вашем ребёнке и есть тенденция к её возрастанию, поставьте 2 балла, если указанные проявления встречаются периодически, то соответствующий пункт оцените в 1 балл, при отсутствии названных в пункте особенностей поведения выставляется 0 баллов.

1. Легко расстраивается, много переживает, всё слишком близко принимает к сердцу.

2. Чуть  что – в слёзы, плачет или ноет, ворчит не может успокоиться.

3. Капризничает, ни с того ни с сего раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть.

4. Очень часто обижается, «дуется», не переносит никаких замечаний.

5. Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно.

6. Всё больше грустит и печалится без видимой причины.

7. Сосёт палец, всё вертит в руках.

8. Долго не засыпает без света и присутствия близких, беспокойно спит, часто просыпается ночью, не сразу приходит в себя утром.

9. Становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий.

10. Проявляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях.

11. Нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках.

12. Всё быстрее устаёт, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время.

13. Всё труднее найти с ним общий язык, договориться, становится сам не свой, без конца меняет решения и уходит в себя.

14. Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром, нередко бледнее, краснеет, потеет.

15. Снижается аппетит, часто и подолгу болеет, повышается без причин температура.

Баллы, проставленные по каждому пункту опросника, сложите.

Если вы набрали:

30-20 баллов – невроз у ребёнка несомненен;

19-15 баллов – невроз был или будет в ближайшее время;

14-10 – есть признаки нервного расстройства, но не обязательно достигающего стадии заболевания;

9-5 баллов – есть предрасположенность к возникновению нервного расстройства, необходимо быть более внимательными к состоянию нервной системы ребёнка;

4-0 балла – отклонения несущественны или являются выражением возрастных переходящих особенностей ребёнка.

Что нужно делать, если есть признаки невроза и есть все основания полагать, что он развивается? Прежде всего, не надо спешить давать ребёнку успокаивающие таблетки. Это всегда успеется. Сначала измените характер общения с ребёнком и отношение к нему в семье. Не поможет, приходите к психологу.

Рекомендации:

Первое. Постарайтесь быть более внимательным к своему ребёнку, проявляйте больше любви, тепла и ласки, чаще говорите ему, что вы любите его и скучаете без него.

Второе. Помните о том, что у вашего ребёнка тоже есть свои проблемы. Дайте ему возможность выговориться, обсудить вместе с вами то, его тревожит и огорчает. Каждый день выделяйте время для беседы с ребёнком, чтобы он мог рассказать вам о том, что произошло за день. Спокойно обсудите с ним сложные конфликтные ситуации, объясните, как надо поступать в том или ином случае, помогите поныть причину поступков других людей. Например: «Сережа, вероятно, сломал твой карандаш не нарочно, он случайно уронил его на пол. Не надо было драться из-за этого с Серёжей. Он не хотел этого, да и карандаш можно было отточить». «Галина Петровна не спросила тебя на уроке не потому, что она тебя не любит. Она видела, что ты поднял руку, значит, ты знаешь, как решать задачу. Учитель должен научить всех детей в классе решать задачи, поэтому она спросила Таню, которая не подняла руку, чтобы научить и её». Важно помнить, что с ребёнком нужно рассуждать, он в состоянии понять ваши доводы, анализировать вместе с вами ситуацию. Главное при этом – с пониманием и уважением относиться к проблемам ребёнка, не считать их чем-то несерьёзным, вести разговор спокойно и доверительно, а не на повышенных тонах в форме назиданий.

Третье. Заведите традицию беседовать с ребёнком перед сном. Когда малыш уже в постели, присядьте рядом, погладьте его по голове, возьмите его ладошки в свои руки и спокойно поговорите о чём-то приятном. Вспомните, например, летний отдых в деревне: тёплое летнее солнышко, смешного поросёнка и т.д. избегайте при этом бурных проявлений эмоций, не нужно, чтобы ребёнок перевозбуждался перед сном. Поговорите о будущей поездке в выходные дни или летом. Пусть ваш ребёнок засыпает с приятными мыслями и переживаниями, если ему трудно заснуть, помогает тёплая грелка, положенная к ногам, можно разрешить взять в постель любимого мишку или зайчика. Если на ребёнка успокаивающе действует вода, полезны перед сном душ или ванна.

Четвёртое. Никогда не высказывайте в присутствии ребёнка-дошкольника своих опасений относительно начала его обучения в школе, не пугайте школой. Ваша тревога и опасения обязательно передадутся ребёнку, послужат причиной формирования «школьной тревожности» - устойчивого состояния тревоги и страха в отношении всего, что связано со школой и учением.

Пятое. Не срывайтесь и не кричите на ребёнка. Даже если он совершил что-то, на ваш взгляд, ужасное, держите себя в руках, старайтесь говорить ровным, спокойным голосом. Дети, чьи родители постоянно кричат и ругаются, перестают их слышать. Для начала введите один «разгрузочный» день в неделю. В этот день дайте себе слово, что не будите кричать на ребёнка и ругать его, даже если он перевернёт всё вверх дном. Будьте с ним спокойны и выдержаны в этот день. Если получится, можно устраивать такие дни чаще, с тем чтобы постепенно отвыкнуть разговаривать с ребёнком на повышенных тонах. Вы заметите, что он начинает вас «слышать», легче понимает и выполняет ваши требования.

Шестое. Пересмотрите свои требования к ребёнку, всегда ли они обоснованы, не слишком ли много вы хотите от него? Полезно вспомнить себя в этом возрасте  и «пропустить» требования к своему ребёнку через собственные детские переживания. Только при этом постарайтесь быть объективными. Взрослым свойственно идеализировать своё прошлое!

Седьмое. Большое значение для лечения и профилактики неврозов имеет правильный режим дня ребёнка. Здесь необходимо запомнить и выполнять три важных правила.

Правило 1. У ребёнка должен быть полноценный сон. Несмотря ни на что, в 9 часов вечера его необходимо укладывать в кровать. Длительность ночного сна должна составлять 9-10 часов. Для детей с неустойчивой нервной системой полезен дневной сон в течение 1-1,5 часов. Шумные игры, излишние эмоциональные развлечения перед сном следует исключить.

Правило 2. ребёнку необходимы продолжительные ежедневные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и упражнения.  Хорошо, если вы найдёте возможность гулять вместе с ним: общение с вами ему также необходимо.

Правило 3. Не позволяйте ребёнку подолгу сидеть перед телевизором, часами играть в видеоигры. Коварные боевики и фильмы ужасов не для вашего ребёнка, их нужно полностью исключить.

Список рекомендаций можно было бы продолжить. Вероятно, главной рекомендацией в этом случае будет следующее: больше любви и доброты в общении с ребёнком, больше веры в его силы, больше терпения и выдержки, и тогда всё получится.

 

 

 

 

 

minobr   rosobrnadzor     gia 11  gia 9  

 

ekcor  fcoir   rosobrazovanie  winedu

 

uoin    doal1 edu